Добавить в избранное

Подпишитесь на RSS-ленту 

Подписка на новости

Вход

free counters

Кто на сайте

Сейчас 83 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Мы в Интернете

Сказ о Казачьем Спасе в станице Катыркуль.

Дождь заканчивал свою неторопливую, но основательную работу, ещё продолжая шуметь среди иголок соснового бора. Но уже было понятно, что его время кончается. Клочья тумана упорно не хотели отрываться от зеркальной глади озера. Но весёлый ветерок играючи рвал туман, взметая комки над гладью Катыркуля. Медленно, но упорно языки пламени пробивались вверх, сквозь намокшие сосновые ветки. И было абсолютно ясно, что огонь возьмёт своё и костерок весело заиграет на радость окружившим его казакам.
«Сергей Васильевич, так всё-таки, что такое Казачий Спас?» – вновь для меня в очередной раз звучит вопрос. Именно с него обычно начинается проведение очередного традиционного семинара по физической культуре казаков и Казачьему Спасу для молодёжи Союза казачьих общественных объединений Казахстана.
Отвечая на вопрос, цитирую казакам на память строчки из одной публикации на эту тему в Интернете. Их великое множество. Но здесь мне понравилось попытка автора подойти к рассмотрению вопроса системно. Он пишет:
«СПАС: ТРАДИЦИЯ, ОБЫЧАЙ, ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ БОЯ, СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ОБРАЗ ЖИЗНИ. (Очень трудно выбрать раздел для данной темы разговора. Потому как понятие Спас – это всё перечисленное в заголовке, но в отдельности – это уже не Спас). По общепринятым значениям слово «Спас» можно охарактеризовать так:

  • Спас – это Спаситель, Иисус Христос;
  • Спас – это народные Православные праздники (медовый, ореховый, яблочный);
  • Спас – это Иконы Господа нашего Иисуса Христа (Спас на Силах, Спас на Крови и т.д.);
  • Спас – это возрождаемая ныне система боя запорожских казаков (в Украине, на Кубани, частично на Дону и в некоторых городах России в основном – в казачьих областях и у нас на Урале, в Казахстане);
  • Спас – это состояние человека, проявляемое в критической ситуации.

Но. Осмелюсь утверждать, что Спас – это всё вместе взятое и ещё многое другое. У нас нет данных по старинному названию того, что мы сейчас называем Спасом, по крайней мере, в тех казачьих областях, которые находятся на территории нынешней России и Казахстана. Видимо, Спасом называли не какую-то систему, а то, что являлось проявлением или результатом конкретного поведения в критической ситуации. А всё остальное было подготовкой к вхождению в Спас. Поэтому и мы для удобства будем называть казачью родовую науку Спасом. Вхождение в Спас сродни единению со Спасителем. Спасительство – это и есть христианская миссия Казачества».
Я думаю, совершенно верно изложил суть вопроса автор. Он подписался именем Боярченков Андрей. Я не знаю псевдоним ли это, или его настоящее имя. Лично не знаком, хотя посчитал бы за великую честь. Но есть ощущение, что казак знает, о чем пишет, не понаслышке.
Какие-то вещи очень трудно объяснить простыми понятиями. Наши предки для этих целей использовали сказки, притчи, басни, предания. И с их помощью передавали знания в особых смысловых посылах. Вот такой побасенкой и я побалую вас, казаки. Впервые я её услышал в детстве, лет в семь, а в прошлом году прочитал аналогичную вещь на сайте оренбургского казачества. Что не удивительно, ведь мои предки пришли из Сибири.
А дело было так. В стародавние времена, жил-был казак молодой, и очень ему хотелось овладеть Спасом. И тренировался усердно, и практики разные выполнял, и пытал старых казаков, дабы рассказали и научили. Но покуривая свои трубки, только посмеивались старые казаки. Да говорили старую присказку: «Будет враг, будет сила, а всё остальное от лукавого».
Тут случился поход у казаков в страны южные, страны далёкие. И собрался в этот поход и молодой казак. Да не судьба ему была вернуться в родную станицу вместе с братами-казаками. Попал в той далёкой стране в плен. А отбить его не было никакой возможности у его сотоварищей.
Долго ли, коротко ли дело было, то нам не ведомо. Но случилось так, что в дальней стороне приключилась великая любовь между казаком и принцессой той страны, где был казак в плену. На всё была готова молодая красавица ради своего любимого. И сговорились они бежать до родимых степей.
И наступил уговоренный день, выручила принцесса казака из зиндана, а быстрые кони помчали их на север. Как только узнал об этом отец девушки – правитель той страны - так сразу отправил погоню за ними. И вот вроде уже вдалеке видны курганы родные, и товарищи машут папахами, стоя на сторожевых вышках, а погоня их настигает. Да не простой женщиной была его любимая принцесса, а была она чародейкой. Достала из волос гребень, бросила назад. И вырос за спиной беглецов непроходимый лес. Но справилась погоня с препятствием…
Но повторилась история, наступил уговоренный день, выручила принцесса казака из зиндана, и быстрые кони помчали их на север. Как только узнал об этом отец девушки – правитель той страны - так сразу отправил погоню за ними. И вот вроде уже вдалеке видны курганы родные, и товарищи машут папахами, стоя на сторожевых вышках, а погоня их настигает. Снова принцесса использовала свои чародейские знания. Достала она платочек голубенький и бросила назад. И возникло сзади озеро великое, озеро глубокое. Но вновь справилась погоня с препятствием и схватила беглецов. Снова зазвенели кандалы на руках и ногах казака.
Ни замки пудовые, ни колодцы глубокие, ни стены саженные не могут остановить казака, если он хочет быть свободным. И вновь наступил тот день, когда быстрые кони понесли молодых на север, в родимую сторонушку. Но снова погоня дышит в спину. И случилась беда: не выдержали кони и пали. А пешком далеко ли уйдёшь от погони, которая все приближается. Братья-казаки увидели беглецов, бросились им на подмогу. Но понял молодой казак, что не успеют ему помочь его друзья-сотоварищи. И ещё понял, что есть у него на свете только одно, для его сердце самое дорогое – это его любимая. Взял он её на руки, прижал к груди крепко-крепко. И пошел навстречу подмоге, взмолившись всем сердцем о спасении к Спасителю. Только в его власти было спасти его великую любовь.
И вдруг почувствовал казак взгляд с небес, удивлённый, строгий и в то же время такой родной и ласковый. И неведомой силой поднялся вверх его оселедец, и встала хрустальная стена вокруг казака. И раскрылся Цветок Солнца. Шел казак, прижимая свою любимую, не чуя ног, не чуя степи под ногами. Ни пули, ни стрелы, что пускала в них погоня, не приносили им ни малейшего вреда, разбиваясь о стену «кришталевую». Окружили его братья-казаки, обрадовались его спасению и возвращению в родные края. И свадьбу сыграли, и я там был, мёд пиво пил и по усам текло, ну а что в рот попало, то, точно говорю я вам, не пропало.
Глядя на молодых, старые казаки, покуривая свои трубки, посмеивались в усы, да всё подшучивали, мол, что больше не будешь спрашивать, что такое СПАС.
Вопрос всегда звучит один, что даёт СПАС молодому казаку. Отвечу так.
Молодёжи сейчас не до сказок. Все у нас реальные, конкретные и крутые. И часто слышу, что тут лапшу на уши вешаю.
Сорок лет, что я занимаюсь восстановлением этих знаний, дали мне огромное количество материала. Мы живём в удивительное время. Все знания сейчас доступны. Только ленивый, и закостенелый в своих каких-то рамках это не замечает и говорит: это не может быть, потому что не может быть никогда. А мы с сотоварищами вникаем в то наследие, что нам оставили наши предки. Ведь смысл слова СКАЗКА, если её адаптировать к современному пониманию, удивляет. С (се, сокращённое понятие, или в современном языке ЭТО) КАЗ (образ, картинка, а как известно одна картинка заменяет миллион слов) КА (так в древности называлась душа живая). Вот и получается в совокупности, ЭТО ОБРАЗ ДЛЯ ЖИВОЙ ДУШИ. Любая сказка, это нравственный урок для человека.
Ну да ладно, это мы немного отвлеклись. А сейчас пусть скажет человек, что прошёл два семинара. Что ему дал СПАС? Он сейчас здесь, живой, здоровый. Сам готов рассказать.

Рассказывает Егор. Б.
«Я участвовал в семинаре в 2007 году, несколько уроков прошел в 2010. Больше не получилось в связи с необходимостью выполнять обязанности по работе. Да и тренироваться в полную силу возможности нет, о чём искренне сожалею. Ну да ладно, не дело казаку плакаться.
Первый случай со мной произошел пару лет назад, когда в темноте с расстояния полуметра меня били ножом в живот. Я не видел нож, я вообще не готов был к такому повороту событий. Но ушел, увернулся, откуда все взялось и проявилось, до сих пор удивляюсь.
Второй случай в прошлом году, вообще привел меня в шоковое состояние. А дело было так. Я участвовал в погрузке брёвен. Стоял спиной к штабелю, и вдруг ни с того ни сего сделал высокий прыжок вверх. Когда был в воздухе, у меня под ногами прокатилось бревно, которое сорвалось со штабеля. А так бы остался без ног.
И вот буквально несколько месяцев назад попал в ситуацию экстремальную, когда к голове приставили травматический пистолет. По роду службы успокаивал разбушевавшихся хулиганов. За долю секунды до выстрела ушёл в сторону, с линии огня. А выстрел прозвучал, и заряд пошёл мимо. Пистолет вот только не сразу отобрал. Всё-таки, надо чаще заниматься техникой обезоруживания. Вот что дает наша казачья наука реально и конкретно здесь и сейчас».
Казаки, продолжаю я разговор, таких примеров в моей жизни масса. Люди приходят и рассказывают. Я их специально не коллекционирую. Но вот в прошлом году, возникла ситуация, которую даже наши казаки–инструктора не сразу смогли понять. В феврале 2010 года, в один из тренировочных дней нам пришлось серьёзно поработать. Причина выяснилась позже. Мы знаем, что для практики обережного Спаса это обычная ситуация, когда мы молитвой и практиками Спаса помогаем своим казакам. А ситуация действительно была тяжёлая.
Наш товарищ, Николай Злобин выполнял боевую задачу в составе группы специального подразделения на Северном Кавказе. Группа неожиданно попала в засаду. Кинжальный огонь автоматического оружия с нескольких сторон. Зима, мороз, снег. Сквозное пулевое ранение правого лёгкого. Пять часов боя. Сам выжил, подчинённых вывел из под огня. И как итог – звание Героя России. А для меня, как для учителя самая дорогая награда, СМС от Николая: «Спасибо что научили и воспитали». Это ли не мечта наставника, это ли не высшая награда для воспитателя, что бы его ученики преуспели в жизни и продолжили его дело.
Так что лапшу я в арсенале не держу. Шаг теории и шаг практики, вот наше правило. Всё у нас ПРосто, поэтому ПРавда наших ПРактик познается ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и не требует особых доказательств. Да мы и обычно никому, ничего не доказываем. Это от лукавого. В Православии этот грех именуется «Гордыня». Авторитет не завоевывается рассказами о своей крутости и не строится на здоровье воспитанников, или проходящих людей. Гордыня один из смертных грехов. Так что это ни к нам. Хочешь научиться – встань в круг и пройди семинар. А дальше по милости Божией и по твоему личному труду.
Вот кстати и слово ПРАКТИКА, интересно звучит на современном языке. П (по) РА (солнце, свет знаний, ученье свет, а неучёных много), К (вы уже знаете, душа живая), а слово ТИКА (помните в детстве тикай, убегай, двигайся). Примерно смысл звучит так: по знаниям душа живая движется. Сильно на наш взгляд получается. Так что будем заниматься практиками, которые пришли из глубины веков.
Вот, например, Иисусова молитва. У первохристиан она занимала особое место. Были времена, когда настоятели Афонского монастыря предписывали каждому монаху читать её не менее 900 раз в день. Без молитвы мы вообще ничего не начинаем. Да и нормальный, вменяемый человек, посмотрев научно-популярный фильм «Великая тайна воды» сделает для себя необходимые выводы.
Только у нас, у казаков молитвы бывают очень короткие. Некогда было долго молиться, задержка в доли секунды стоили жизни. Обобщённо казаки их называют СТОС. (Вот вам и первая задачка, а ну-ка расшифруйте смысловое содержание). Жизнь нас давно убедила в силе молитвы, и нам не надо каких-то доказательств.
То, что у неподготовленного человека вызывает недоумение и воспринимается как чудо, для нас плод многолетней напряжённой работы.
Чуда не будет, говорю своим ученикам. Будет результат вашей работы. Труда, пота, ссадин, ушибов, моментов познания и моментов озарения. Постом и молитвой прирастают ваши способности. Если у наших святых отцов Церкви Православной, это ограничения во время поста и служба в храмах, то у казаков и воинского народа это ограничения от светской жизни выражающиеся в тренировках. Порой изнурительных, изматывающих, где тело выкладывается до предела. Где надо ежесекундно преодолевать себя, терпеть нагрузки и заставлять себя в очередной раз выполнять, ранее казалось бы не выполнимые задачи. Не случайно в нашем народе говорят, «Терпенье и труд всё перетрут», а ещё «Господь терпел и нам велел».
Озорник ветер вновь пробежал по макушкам сосен. Капли дождя с шипением испарились пав на яркие угли костра. Небо прояснилось. Сначала в разрывах облаков показались первые звёздочки, затем тот же ветер-озорник снес с неба остатки облаков, и открылась, величественна картина Млечного Пути. Молочный Шлях, казаки его называли. Полная луна в глубине неба молчаливо плыла по своим, ей одной ведомым, делам...
Ну, вот так, наверное, казаки можно ответить на вопрос, что такое Казачий Спас. В конце семинара (СЕ «это» МИ «мне» НАР «нарок», это мне знания) каждый сформирует своё отношение к казачьей науке. Но я вам гарантирую, все получат то, что хотели, приехав на наши традиционные сборы. Так что, казаки, отбой, а завтра подъём в 5.00 и начинаем работать.
Костёр, проглотив сосновые ветки, засыпал, а казаки, расходясь по домикам, начинали понимать, что работы будет много. Многое предстоит понять, осознать и научиться делать.
А с утра начался путь в Казачий Спас. По 12–15 часов учебных занятий в день. Итого за пять дней – 60-часовая программа была успешно освоено. Но для каждого из участников семинара это только приоткрыло дверь в глубины нашего наследия. Но об этом в следующих материалах.
О Спасе узнать – это одно, в Спасе надо жить – это другое, и прийти к Спасителю – это третье.
И слава Богу, что мы КАЗАКИ!!!

Машканцев Сергей Васильевич, армейский и казачий полковник,
атаман Общественного объединения «Союз казаков Семиречья» (региональный статус)
(Республика Казахстан, г Алматы (Верный)).

 

 

 

Loading

Сайты партнёры

Сайт ДОК37  БИЦ Слово  ОР УКРАЇНСЬКОГО ТА ЗАРУБІЖНОГО КОЗАЦТВА

 Школа рукопашного боя Казаков Семиречья   Медвенское СКО 

Статистика

Посетители
499
Материалы
459
Количество просмотров материалов
681497

Вы здесь:

Счётчик Яндекс

Яндекс.Метрика