Добавить в избранное

Подпишитесь на RSS-ленту 

Подписка на новости

Вход

free counters

Кто на сайте

Сейчас 115 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Мы в Интернете

Казачий Спас в республике Казахстан

Разговор о Казачьей науке или Системный подход в освоении
Казачьего Спаса в республике Казахстан

В современное время наблюдается повышенный интерес к теме казачьей науки, в средствах массовой информации. Встречаются серьёзные публикации, серьёзные исследования, или публикации которые опираются на родовые традиции и знания передающие через века. Но много и чисто коньюктурных вещей, к казачье науке имеющие самое отдалённое  отношение.

Мне хотелось бы рассказать читателям с чего начинается обучение традиционной казачьей науке у казаков Семиречья (Казахстан), какие принципы положены в основание педагогического процесса. Если кто-то из искушённых читателей и найдёт в моих мыслях повторение чьих -то высказываний, да не судит он строго. Всё, что делается мной, лишь частичка в огромной и сложной работе по возрождению знаний, когда-то в полной мере имевших место в воспитании и подготовке казаков, на обширном Евроазиатском материке.

Всё изначально начинается с устоев Православного Мировозрения у обучаемого. Только осознав, что мы живём в триедином мире, возможно построить безопасное функционирование живой системы в любых условиях. Не в полярном мире, где всё поделено на добро - зло, чёрное - белое, (что совершенно относительно) и т.д. , а именно в триедином. Доказательством этого служат многочисленные примеры приводимые на тренировках. Такие как : высота, ширина и длина, дабы описать объём в котором мы двигаемся и существуем. Устройство человеческой жизни; мужчина женщина и ребёнок. Устройство суток; день, ночь, а между ними утро и вечер. Да и тренировка начинается с молитвы, где звучат слова "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, от ныне и присно и во веки веков".

Организация движения на тренировках тоже опирается на триединство, на знание трёх плоскостей, которыми возможно условно поделить человека. Так сагитальная плоскость (ось) делит человека условно на правую и левую половинку. Фронтальная плоскость (ось) - на переднюю и заднюю половинку, а горизонтальная плоскость (ось) на верхнюю и нижнюю половинки. Знание этого позволяет обучаемому двигаться самому и оценивать движение относительно трёх плоскостей (осей). Всё это даёт возможность обеспечивать предсказуемость поведения второй стороны, а значит и более высокое качество управления в образуемой системе.

Используется в обучение и знание трёх рычагов, это вообще -то проходят в школьной программе где-то в восьмом классе, а затем напрочь забывают. В нашем же тренировочном процессе эти знания просто жизненно необходимы, и потому они становятся неотъемлемой частью мышления каждого казака. Можно ещё много говорить об устроении Мировозрения обучаемых, но и сказанного достаточно, что бы понять всю востребованность данного мышления, данного методологического подхода. Да, да. Расшифровываю МЕТОДА ЛОГИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА. Ведь есть и другие методы.

Казачий Спас - это прежде всего Мировозрение. Овладеть "Спасом" - означает овладеть сказкой, где мало места, так привычной нам очевидности, где белое - белое, где чёрное-чёрное, и где дурак всего лишь дурак. Мышление "Спаса" не очевидно. В нём сломаны привычные житейские шаблоны и стереотипы. Здесь совершенно другая мера ценностей и приоритетов.

Слава и Правда - главные казачьи ценности. Слава - это показатель владения силой казака. Она создаётся и приобретается путём кропотливого труда. Проходит один, два месяца и в разговорах учеников начинает звучать оценка труда наиболее усердных и умелых. Неумех никогда не жаловали в общине, а в Спасе они даже опасны. И вот почему. Основная идея Спаса это спасительство. Христос – он Спаситель. Спас – это не искуство войны. Это искусство спасения. Но… Идея мирян – спастись. А казаки – Христово воинство. Они помогают Христу (Богу) спасать людей. Этим и сами спасаются. Эта глубинная идея проявляется и в будничной боевой жизни казаков. В бою думают не о себе, а о товарищах. И так делает каждый казак. В итоге каждый спасается не заботясь о себе. Казак дружит со Славой, а не с Позором.

Правда - это основной нравственный ориентир казака, это заповеди Божьи и казачьи, это Православное учение Иисуса Христа - Спасителя. Всегда учили старейшины казачат, жить по Правде, а не по Кривде. "Казак - правдивая душа, ни рубахи, ни кунтуша!" «Если живешь по правде - тебе и Слава!»

Главной основой казачьего «Спаса» является борьба с Кривдой и утверждение Правды. Вступая на этот нелегкий путь, казак должен был ни на секунду не забывать старинного завета:

«Кто будет Кривдой жить, тот отчаянный от Господа,

Та душа не наследует себе царства Небесного!

А кто будет Правдой жить, тот причаянный по Господу,

Та душа наследует себе Царство Небесное».

Если посмотреть на способы обучения, то все эти принципы мы найдём в играх, в которых и проходило обучение и воспитание казаков. Именно там в играх воспитывалось обостренное чувство справедливости. Когда за "хлюзду" могли поколотить, а то и вовсе объявить "Байкот", или изгнать из ватаги.

Изначально мы в Спасе учим использовать как можно больше движений. Естественно сначала в пешем положении, затем на снарядах, и в конном строю.

Условно всё это подразделяется по уровням движений, на нижнем уровне "подвал", т. е. упражнения на полу (сидя, лёжа, в перекатах), на среднем уровне - упражнения в стойке и упражнения в прыжках (вышнии, крышнии движения, движения на крыше), самый верхний уровень.

Основную трудность в обучении преодолевают наши казаки в две, три недели. Она выражается в ассиметричном работе полушарий головного мозга. Так, как у нас работа на тренировках обоерукая, то это вызывает определённую трудность. Как только ученики её преодолевают, всё становится на свои места.

Преодолеть данное препятствие позволяют простые движения, которые сведены в группу упражнений "Маятники". Учились раньше естественно, не на специальных тренировках, а в быту. Хотя были и специальные "Практики". Например, фундамент основных движений закладывался и поддерживался в весенне – летний период на покосах. Кто хоть раз держал в руке косу, и принимал участие в этом действие, знает, что физическая сила там особой роли не играет. Если двигаться силой, то через полста метров от тебя ничего не останется. Там большое значение играет автоматические движения корпусом вправо и влево. Исторических названий этих движений много;  "покач", "гойка" и т.д., разновидность маятниковых движений. А в целом, это наиболее оптимальные движения, где расходуется примерно 30 % физической энергии тела, а всё остальное решает состояние сознания.

Если попробовать объяснить в просторечных выражениях манеру передвижений в казачьем Спасе, то самый яркий образ - это удар нагайкой. Этот образ реализуется в следующем порядке; одна часть тела является - "рукоятью", другая - "плетью", третья - "шлепком с пулькой". Устойчивое равновесие, неустойчивое равновесие и их комбинации лежат в основе движений в Спасе. А код их перевода лежит в стандартизированных плясовых элементах.

Кстати, ПЛЯС - древнейшая система, которую практикуют казаки - пластуны ещё с ордынских (артанских) времён Батьки - Батыя. Слова; по -пластунски, пласт, пластун (пляс-тун в санскрите), плясать - поищите самостоятельно аналогию. И казачьи пляски - это просто-напросто демонстрация приёмов ПЛЯСА.

КАЗАЧЁК - казачий национальный танец, со сложными, подчас акробатическими движениями (из казачьего словаря-справочника). Многие скажут - это всего лишь танец. Но попробуйте сравнить движения этого танца с фигурами казачьей джигитовки. Если Вы способны улавливать физические движения, то без труда найдёте много общего. Это ли не свобода движений.

Один из уровней Спаса направлен на обучение владению своим телом в пространстве. "Плясать - не работа, а кто не умеет - то срамота". с ударением на букву "О". Так звучит древняя казачья пословица.

Есть и другие уровни обучения в Казачьем Спасе. Наверное, будет неправильно если мы не скажем о вещах которые в настоящее время широко освящаются в Интернете и на видео носителях. Имеется ввиду дистанционная работа казаков с противоборствующей стороной. Употребляемый термин «безконтактная работа» в принципе не верен. Нет контакта, нет работы. Есть контакт, есть работа. Только на других материальных носителях.

 

Здесь важно понимание Мироустройства. Всевышний создал нас по образу и подобию своему. И в человеке есть всё, из  чего создан Мир. И если, кто - то не знает чего, то это не значит, что этого нет в принципе. Мы же все пользуемся электрическим током, но кто может ответить, что это такое? Мы наслышаны о радиоактивном излучении, и оно применяется в рентгеновских аппаратах, в лечебных и диагностических целях. Но есть и примеры разрушительного воздействия рентгеновского излучения.

В Спасе другие критерии оценки. Всё зависит от цели, с которой применяются знания. От нравственности и понимания ответственности владеющих знаниями и конечно от Милости Божьей. И не надо сразу вешать разные ярлыки, на людей представляющих и возрождающих эти знания. Сразу становится очевидным, что не без умысла нападают на них. Либо чего боятся, в меру своего понимания, либо пытаются отстранить казаков от этих знаний, объявить их под разными предлогами непотребными и т.д.

Завершая наш короткий экскурс в Мир Спаса, хотелось бы пожелать всем, кто хранит, кто старается возродить древнюю казачью науку милости Божьей, и выразить надежду, что разговор будет иметь продолжение.

И Слава Богу, что мы казаки!!!

Начальник управления по работе с молодёжью
Союза Казачьих Общественных Объединений Казахстана,
Атаман Общественного объединения «Союз казаков Семиречья»
войсковой старшина                                                                                                              Машканцев Сергей Васильевич


 

Loading

Сайты партнёры

Сайт ДОК37  БИЦ Слово  ОР УКРАЇНСЬКОГО ТА ЗАРУБІЖНОГО КОЗАЦТВА

 Школа рукопашного боя Казаков Семиречья   Медвенское СКО 

Статистика

Посетители
490
Материалы
459
Количество просмотров материалов
662038

Вы здесь:

Счётчик Яндекс

Яндекс.Метрика